Что значит толерантный человек: нужно ли учить детей быть толерантными

Содержание

» Воспитание толерантности у детей

Что значит толерантный человек: нужно ли учить детей быть толерантными

Сегодня особенную актуальность приобрёл вопрос толерантности — терпимости к людям, относящимся к разным национальностям и культурам. Особое значение в последнее время эта проблема приобрела потому, что всё чаще мы стали замечать проявления недоброжелательности, недружелюбия, озлобленности, агрессивности.

В семью и школу проникают настроения взаимной нетерпимости и культурного эгоизма. Подобные тенденции негативно влияют на развитие личности детей, их духовности и доброты.

Именно поэтому родителям нужно внимательно отнестись к воспитанию детской толерантности и найти эффективные механизмы, способствующие её становлению.

Зачем ребёнка воспитывать в традициях толерантности? Всё просто. Основа толерантности — это право на отличие, индивидуальность. Если хотите, чтобы ваш ребёнок легко влился в социум и его бы адекватно воспринимали со всеми особенностями и индивидуальными чертами, то нужно воспитывать с самого детства в нём такое же восприятие людей.

Люди во всём мире разные: иной расы, национальности, культуры, религии, социальной среды, состояния здоровья, способа мышления.

Толерантность — это жизненная позиция человека, имею которую, ему легко общаться с разнообразными людьми, а значит — легче жить. Толерантность сегодня стала условием гармоничной жизни в обществе.

Именно поэтому и возникла необходимость воспитывать молодое поколение по правилам толерантности.

Важной задачей воспитания сегодня является понимание и принятие детьми общечеловеческих ценностей (культурных, нравственных, социальных), которые близки и понятны разным народам.

Ребёнку следует объяснять, что неуважение той или иной культуры не способствует возникновению взаимопонимания между людьми, а только повышает уровень конфликтности.

Важно донести детям доступными способами, что толерантная личность:

  • уважает мнение других
  • доброжелательна
  • направлена на взаимодействие
  • способна понять и принять
  • любознательна и чутка
  • снисходительна.

Смотрите видеосюжет о необходимости воспитания детской толерантности

Рассматривая проблему толерантности по отношению к детям дошкольного и школьного возраста, можно отнести её к основным направлениям воспитания.

Она связана с культурой общения, которая является одной из самых важных в школе, а также за её пределами.

Согласитесь, не только дети, но и мы сами, прекрасно понимая, что все мы — разные, не всегда ведём себя адекватно и тактично по отношению к людям. Быть терпимым друг к другу — далеко не просто.

Дух нетерпимости всегда существовал в обществе. Предметом нетерпимости могут выступать такие особенности детей:

  • национальные
  • религиозные
  • этнические
  • социальные
  • половые
  • связанные с внешним видом
  • связанные с состоянием здоровья
  • связанные с интересами, увлечениями и привычками.

Большое значение в формировании толерантности у детей отводится педагогам. Толерантность в педагогическом понимании — это общение учителя и учеников, построенное не оптимальных условиях, способствующих формированию у школьников культуры общения, уважения индивидуальности личности, способности спокойно выражать своё мнение.

Система образования должна быть направлена на передачу детям глубоких знаний о народах, культурах и традициях, что, в свою очередь, решит проблему возникновения у детей предрассудков.

«А знаете ли вы, что дети, проявляющие толерантность — значит, осознающие, что люди отличаются по внешнему виду, по социальному положения и увлечениям, по этнической принадлежности и религии, и понимающие то, что все имеют право на жизнь, свой взгляд на окружающий мир и индивидуальность?»

Основные задачи воспитания толерантности у детей:

  • распространение идей и идеалов толерантности
  • развитие независимого критического мышления, обучение выработке суждений с учётом нравственных общечеловеческих ценностей
  • формирование уважительного отношения к людям
  • работа над умением строить эффективное общение со школьниками разных национальностей и религий.

Как воспитать терпимость в дошкольниках?

Психологи считают, что лучше всего начинать формировать толерантность в старшем дошкольном возрасте, ведь именно в этом периоде активно начинает развиваться личность.

Направления воспитания толерантности у дошкольников:

  1. Формирование положительного отношения к инвалидам, людям различных национальностей и религий.
  2. Обучение дошкольников общению и методам выхода из конфликтов.
  3. Изучение фольклора с целью получения знаний о разнообразии народов.

Воспитывать толерантность у дошкольников лучше всего с помощью игры.

Наилучшие возможности в сфере толерантного воспитания дошкольников созданы в дошкольном учреждении. В детском саду есть очень важное преимущество — детское общество, в котором ребёнок может научиться воспринимать разнообразие детей и научиться общаться. Такая среда — готовность ребёнка к гуманному, толерантному поведению.

С целью развития толерантности в детском саду можно проводить целый спектр мероприятий:

  1. Праздники и уроки знакомства с культурой и традициями своего народы и других народностей.
  2. Ролевые игры по освоению моментов толерантного общения.
  3. Активные игры разных народов.
  4. Народные праздники.
  5. Занятия по мотивам народных сказок.

При развитии толерантности у детей важным является просвещение работников образования и родителей по вопросам толерантности.

Отметим, что развитие толерантности дошкольников станет эффективным лишь в том случае, если оно происходит в эмоционально уравновешенной среде.

Толерантность в школе

Занимаясь развитием толерантности в школе, следует помнить, что основывать здесь педагогическую деятельность следует на системном подходе и сочетании различных форм деятельности школьников. Педагогический опыт свидетельствует о наличии разных методов и форм работы, с помощью которых можно воспитывать толерантность у учащихся.

Учитель должен включать в учебный процесс следующие компоненты:

  1. Применение направленности толерантного воспитания при организации классной работы.
  2. Проведение адекватного патриотического воспитания в процессе предметных уроков и внеклассных часов.
  3. Формирование положительной гражданской позиции в школе.
  4. Воспитание по принципам терпимости и товарищеской любви к людям.
  5. Формирование уважения к культурному и духовному наследию страны, а также позитивного восприятия других культур и традиций.

В основе обучения школьников толерантности лежат следующие принципы:

  • Гуманизации: каждая личность — уникальна.
  • Интеграции: взаимодействие разных видов искусства.

Воспитание толерантности — это тяжёлый интеллектуальный и ответственный труд, большая психическая работа учителя, которая направлена на формирование неокрепших личностей учеников. Основой такой деятельности должно стать живое общение и объяснение понятий на жизненных примерах.

«Совет. Педагог должен быть сам толерантен и открыт детям: только в этом случае он будет для них убедителен».

Методы и приёмы

Для осуществления успешной педагогической деятельности в направлении толерантности, рекомендуется использовать учителю в процессе обучения следующее:

  • активное использование игровых технологий
  • развитие родного языка
  • изучение иностранных языков
  • обучение истории
  • расширение знаний о народностях учеников, их традициях
  • использование произведений искусства (литературы, картин, кинофильмов и пр.)
  • привлечение учащихся к активным формам обсуждения актуальных вопросов (участие в дискуссиях, дебатах, диспутах)
  • организация совместной деятельности учеников
  • внимание учителя к постижению учениками смысла того или иного поведения, поступков
  • взаимодействие педагога с семьями учащихся
  • воспитательная активность педагога, заключающаяся в совместном посещении с учениками культурных центров, выставок, концертов различных национальных культур и т. д.

Упражнения для коррекции поведения при нетерпимости

Игры и тренинговые упражнения помогут учителю провести интересный классный час либо индивидуальное занятие по формированию толерантности школьников (например, работа с ребёнком, проявляющим нетерпимость к другому или с ребёнком, к которому проявляется нетерпимость).

  1. «Антиподы». Педагог просит учащегося написать в два столбика хорошие и плохие черты своего характера. После чего можно обсудить получившийся список, попутно вырабатывая варианты замены отрицательных качеств на положительные.
  2. «Минусы и плюсы». Используя тот же список черт личности, педагог предлагает поразмыслить ребёнку, в каких случаях отрицательные качества будут полезны. К примеру, нетерпимость может проявляться, но только ко лжи, вредным привычкам, предательству, насилию.
  3. «Камушек». Учитель говорит, что в каждом человеке есть какой-то недостаток, как «камушек, попавший в обувь», который мешает ему развиваться и достигать успехов. Педагог предлагает ребёнку найти в себе такое качество, которое мешает ему нормально общаться.
  4. «Изюминка». Педагог объясняет ребёнку, что каждый имеет и какое-то наилучшее качество, позволяющее справиться со сложными жизненными ситуациями. Учитель предлагает отыскать ту самую «изюминку», которой ребёнок может гордиться.
  5. «Правильная позиция». Педагог помогает выработать ребёнку правильное отношение к себе и сложившейся ситуации. Учитель должен научить учащегося говорить внутри себя «Я в порядке, окружающие тоже в порядке». Такой позитивный настрой поможет выработать адекватную позицию в общении с кем угодно.
  6. «Ломаем стереотипы». Учитель объясняет, что мир не делится только на чёрное и белое, на плохое и хорошее. Мир — многогранный, красочный и удивительный. И чем разнообразнее внутренний мир каждого человека, тем интересней жить.
  7. «Мой идеальный образ». Педагог предлагает написать ребёнку список качеств, которые его устраивают, а также те, которые он желает развить в себе и приобрести. Определение идеально образа поможет ребёнку наметить план по преодолению негативных черт характера.

При использовании этих техник при коллективной или индивидуальной работе с учениками учителю необходимо внимательно их отбирать в соответствии с целью и задачей. Педагог и сам должен быть гуманным и проявлять высокий уровень доверительность к детям, быть способным принять их и постараться оказать поддержку.

Толерантные родители

Всем хорошо известна истина, что ребёнок с рождения должен быть окружён родительской любовью. В идеале, в семье должны господствовать дружелюбные жизнерадостные отношения. Всё это влияет на формирование толерантности у ребёнка.

Если же, наоборот, в семье нормальным считается агрессия, вечное недовольство, крики, унижение, неприязнь друг к другу, упрёки — то в такой семье ребёнок не научиться адекватно воспринимать собственную личность и индивидуальность и будет аналогично воспринимать окружающих.

«. Психологи утверждают, что если ребёнок постоянно видел в семье агрессию и негатив, то эти проявления могут стать нормой жизни».

Родители должны понимать:

  • Если ребёнка регулярно подвергают критике — он будет учиться ненавидеть.
  • Если к ребёнку враждебно относятся — он может легко стать агрессивным.
  • Если над ребёнком постоянно смеются — он вырастет замкнутым.
  • Если ребёнка частенько упрекают — его будет преследовать чувство вины.
  • Если ребёнка воспринимают таким, каким он есть — он будет также принимать и людей.
  • Если к ребёнку внимательно относятся и поддерживают — он поверит в себя.
  • Если с ребёнком честны родители — он станет по-настоящему справедливым.
  • Если ребёнок чувствует безопасности — он вырастет оптимистом.
  • Если ребёнка понимают и заботятся о нём — он будет верить в любовь.

При условиях, если родители непоследовательны в воспитании, у ребёнка может сформироваться определённая модель поведения.

Например, когда родители сегодня говорят одно, а завтра — вовсе другое, ребёнок будет растерян, беспринципен, озлоблен на окружающих и агрессивен — причём, и в отношении к родителям. Толерантным ребёнка нельзя сделать в одночасье.

Толерантность — это постепенный педагогический труд. И большая роль здесь отводится тому, как ведут себя сами родители.

Если вы внимательные родители, то наши советы помогут воспитать ребёнка в традициях толерантности:

  1. Научитесь слушать ребёнка и слышать его.
  2. Учитесь снимать эмоциональное напряжение ребёнка.
  3. Позволяйте ребёнку выражать эмоции, в том числе и отрицательные.
  4. Принимайте и любите ребёнка таким, какой он есть.
  5. Ребёнок будет слушаться и выполнять требования в том случае, если они разумны.

Ребёнок будет открытым миру и толерантным, если в своей семье он будет с рождения ощущать доброту и уважение друг другу, понимание и спокойствие.

Быть толерантным – это значит воспринимать мир во всём богатстве и разнообразии. Учите детей быть именно такими, и тогда у них не будет барьеров в общении и врагов.

Источник: https://paidagogos.com/vospitanie-tolerantnosti-u-detey.html

Толерантность у детей — как это?

Что значит толерантный человек: нужно ли учить детей быть толерантными

К сожалению, современные дети все чаще проявляют негативные черты, такие как агрессия, недоброжелательное отношение к другим, злоба. На это есть множество причин.

Эти качества дети перенимают от взрослого населения. Сегодня распространена нетерпимость, средства массовой информации пропагандируют культурный эгоизм. Семьи детей также часто проявляют подобные качества.

Поэтому как никогда актуален вопрос поиска методик воздействия на детей в пределах детского сада с целью воспитания в них толерантности. Нужно научить детей уважать свободы и права людей, даже если они не похожи на тебя.

Толерантный ребенок — условия и средства развития толерантности

Сегодня становится очевидным, что эти перемены в личности невозможно осуществить, если сам человек не будет стремиться к самоопределению, к формированию самого себя и к самопознанию.

Культуры и традиции

Считается, что для развития толерантного отношения детей дошкольного возраста нужно знакомить с различными культурами и глубоко изучать их традиции. Но погружение в чужую культуру не имеет большого смысла (тем более, что невозможно узнать все обо всех культурах).

Достаточно только понимать, что все культуры отличаются друг от друга, и важно воспринимать других людей равными в правах с тобой лично. Главное, что должен сделать педагог, это не расширить знания детей о других культурах, а научить детей правильно к ним относиться.

Встречи с иными культурами

Одним из мощный средств развития терпимости является организация встреч с представителями разных культур. Нужно организовать встречи так, чтобы детям было интересно, и они получили максимальное удовольствие.

Только в том случае толерантное поведение будет свойственно воспитанникам детского сада, если учреждение будет открыто для внешней культурной среды, если будет поддерживаться общение с иными культурами.

Практические ситуации

Мы считаем, что наиболее эффективным будет организация практических ситуаций, когда дети непосредственно взаимодействуют с представителями разных культур. Для этого можно устраивать туристско-краеведческие экспедиции.

Необходимо добиться того, чтобы дошкольник не просто знакомился с другими культурами, но и попытался осознать проблему собственного их восприятия. Педагог должен дать толчок для рождения сомнений в адекватности его понимания.

Этот шаг имеет большое значение. Он побуждает ребенка впервые поразмышлять о собственном отношении к другим культурам, определить стереотипы, которые до сих пор на него влияли. Это помогает ребенку осознать причину возникшего непонимания – это другая логика мышления.

Во время развития толерантного отношения дети начинают сомневаться в адекватности своего отношения. Этот шаг имеет большое значение. Он побуждает ребенка впервые поразмышлять о собственном отношении к другим культурам, определить стереотипы, которые до сих пор на него влияли.

Это помогает ребенку осознать причину возникшего непонимания – это другая логика мышления.

Исследования в области толерантности у детей

Большое значение для методики преподавания толерантного поведения имеют труды М.И. Богомоловой. Она предполагала, что планируя процесс воспитания толерантности у дошкольников, важно решить следующие задачи: нужно определить существующий объем знаний, распределить его на возрастные группы, выбрать наиболее эффективные средства, которые позволят организовать воспитательную работу.

Исследования, которые были проведены, показывают, что знания нужно передавать детям шести лет в следующей очередности: информация о собственном народе, информация о соседних народностях, расширение знаний об окружающих народах в семь лет.

Согласно М.И. Богомоловой, выбирая соседние республики и национальности, педагог должен учитывать следующие особенности: может ли ребенок иногда общаться с представителями этой народности?

Насколько схожи бытовые условия и труд, а также особенности национальной культуры выбранного народа. Очень важно знакомить детей с бытовой жизнью народа, его традициями, искусством и т.п.

Предпосылки толерантности

Когда дошкольники осознают проблематичность собственного понимания других людей, то это создает предпосылки для следующих шагов воспитателя – подготовке совместного обсуждения иной точки зрения. Очень важно, чтобы дети сосредоточились на поиске общих точек соприкосновения разных мнений, а не на их отличиях.

Важно, чтобы дети могли находить положительные аспекты в чужой точке зрения, а не отрицательные. Необходимо, чтобы понимание другого человека и его оправдание было более важным для ребенка, чем оценка и осуждение.

Далее воспитатель работает над тем, чтобы помочь детям осмыслить свое поведение во время межкультурного диалога, собственные чувства, свою точку зрения, и мог выразить это в своей речи.

Помимо основной практики, которая позволяет пошагово развернуть межкультурный диалог и переместить его в сферу внутренних рассуждений детей, воспитатель организует и вспомогательную. Перед ним стоит задачу научить ребенка навыкам групповых коммуникаций, способности мыслить критически, знать культурные особенности, права человека, особенности национальных отношений.

развития толерантности у детей

процесса воспитания толерантного отношения к другим людям должно быть таким, чтобы дети получали знания о других национальностях и народах, умели искренне сочувствовать этим людям, сопереживать им, испытывали по отношению к ним положительные эмоции, которые бы выражали в свое речи и поведении при общении со сверстниками.

Важно, чтобы дошкольники хорошо относились к людям, независимо от их национальности, пола или возраста. Нужно воспитывать в дошкольниках способность позитивно действовать как в практическом взаимодействии, так и при вербальном общении (например при решении проблемных ситуаций).

Также лексика ребенка должна быть наполнена положительными словами по отношению к другим людям.

Особенности развития толерантного отношения проявляются в особых принципах воспитания. Они должны помочь создать наилучшие условия для развития у дошкольников хорошего отношения к окружающему миру. Нужно искать методы сотрудничества и диалога с другими людьми. Толерантный ребенок должен понимать, что он несет ответственность за собственное поведение.

Уровни развития толерантности

Формирование толерантности проходит в несколько стадий. Существует три условных уровня развития толерантности:

  1. Когнитивный уровень. Толерантный ребенок знает и понимает базовые принципы и правила общения с другими людьми. Он понимает, в чем заключается толерантное отношение.
  2.  Эмоциональный уровень. Толерантный ребенок осознает то, что окружающий его мир разнообразен, и это хорошо. Он признает право других людей отличаться от него.
  3. Поведенческий уровень. Толерантный ребенок все время проявляет толерантность в самых разных ситуациях. Он уважает личности других людей, осознает их права. Критически относится к самому себе, оценивает свое поведение и старается его контролировать.

Мы считаем, что формирование толерантной позиции в человеке – это развитие свободной гуманной личности. Процесс подобного воспитания должен осуществляться с применением гуманистического ориентированного на личность подхода.

Итак, в дошкольном возрасте уже есть возможность и даже необходимость развивать толерантное отношение у детей к отличающимся от них людям. Для этого важно работать на совершенствованием содержания воспитательного процесса. Нужно целенаправленно направлять его на толерантное воспитание.

Нужно изучить особенности толерантности и способы ее проявления. Толерантный человек должен уметь эффективно и мирно решать конфликтные ситуации, уметь их избегать. Он должен быть способен действовать в условиях постоянно меняющегося мира, вырабатывать свои стратегии поведения.

Поэтому дошкольный возраст – это период, когда детей обучают мыслить самостоятельно, искать способы проявлять добро к людям, делать нравственный выбор и нести за свое поведение ответственность перед собой и другими людьми.

Развивая толерантность, нужно воспитывать у детей терпимое отношение к другому образу жизни, точке зрения, к другому поведению и ценностям. Для этого нужно использовать разные средства и приемы.

Источник: https://podrastu.ru/deyatelnost/tolerantnyi-rebenok.html

Что значит быть толерантным и как этому научиться?

Что значит толерантный человек: нужно ли учить детей быть толерантными

Толерантность – это способность спокойного восприятия чужих мыслей, поведения или методов самовыражения, которые противоречат вашим моральным принципам.

Ксенофобия – это антипод толерантности, страх или ненависть к кому-либо или чему-либо чужому; восприятие чужого, как опасного и враждебного. Возведённая в ранг мировоззрения, может стать причиной вражды по принципу национального, религиозного или социального деления людей.

Основой толерантности является свобода мысли и общения, а также личная независимость индивида. Но если в процессе нарушаются общепринятые моральные нормы (нарушение прав человека, спекуляция), то данную ситуацию не следует воспринимать толерантно.

Придерживаясь толерантности, мы соблюдаем основные человеческие ценности:

  • Снисходительность (терпение);
  • Уважение традиций и норм поведения других людей;
  • Партнерские отношения, основанные на равноправии.

В современном мире чувство толерантности просто необходимо, для того чтобы разные культуры и социальные группы гармонично сосуществовали на одной территории, которые отличаются внешностью, традициями, нормами и религиозными убеждениями.

Изначально она возникла по предложению Генеральной Ассамблеи ООН 16.11.1997 года из-за необходимости проведения активной борьбы с глобальным ростом нацизма и экстремизма.

 В психологии существует разделение толерантности в отношении между людьми на виды:

  1. Натуральная (естественная) – такая позиция присуща маленьким детям, которые еще совсем не способны противопоставить свою личность и жизненный опыт.

    Природная наивность и доверие к людям поддерживает видимость хороших отношений между окружающими, но с другой стороны вызывает подавление собственных эмоций и желаний.

  2. Нравственная – наиболее осознанная позиция.

    Благодаря нравственности мы сохраняем свое «я» и в то же время не осуждаем и не укоряем других людей, с которыми у нас могут расходиться представления о нормах жизни.

  3. Моральная – этот вид постоянно используют состоявшиеся люди, которые привыкли контролировать собственные эмоции и подавлять их внутри себя.

    Таким образом, терпимость и доброжелательность проявляется на показ и обуславливается сокрытием истинных мыслей.

  4. Этническая – способность человека долго проявлять терпение к  людям из другой страны и другими уставами.

Как развить в себе терпимость?

Первое направление в развитии толерантности – принятие других народов и культур со своими традициями и обычаями. Необходимо иметь представление о многих культурах мира и воспитывать в себе хорошее отношение к ним.

Второе направление – изучение способов мирного разрешения конфликтных ситуаций и разногласий. Необходимо искоренить насильственные методы разрешения споров. Развивать в себе миролюбие и справедливо подходить к личности и ее нравственным принципам. Нужно научиться объективному анализу последствий от вражды и расовой неприязни между народами.

Третье направление развития терпимости характеризуется идеями альтруизма и уважения к окружающим. Только люди, которые не ставят себя выше других, могут свободно и сдержанно выражать собственные мысли и суждения,  не причиняя никому вреда.

Затем следует практическая сторона развития терпимости. Она формируется с помощью проведения конструктивных бесед в случае каких-либо разногласий между людьми. Необходимо развивать навыки эффективного взаимодействия с представителями различных культур.

Упражнения на развитие толерантности

Основной задачей всех упражнений  по развитию толерантности является создание доброжелательной и доверительной атмосферы в сложившейся группе людей. Они учат выражать собственные чувства и переживания словесным путем, без применения насилия.

Благодаря упражнениям можно развить отличные коммуникативные навыки в процессе общения участников коллектива.

  1. «Делаем комплименты» – участники беседы должны сделать друг другу комплимент. В основном участники выбираются с помощью мяча. Необходимо чтобы мяч был передан всем участникам коллектива.

    Это упражнение позволяет определить чувства тех участников, которые говорили комплименты и тех, которым они были предназначены.

  2. «Пантомима» – необходимо распределиться по группам от 3 до 5 человек. Каждая созданная группа получает определенное задание, которое необходимо изобразить для окружающих с помощью мимики.

    Выполнение задания должно быть максимально понятным для членов группы. Подготовка – 5 минут. Результат показывает, в чем именно заключалась трудность во время пантомимы, и какой из вариантов был наиболее толерантным.

  3. «Волшебный магазин» – участники группы должны представить, что перед ними находится магазин, в котором можно приобрести что-то необычное (терпение, чувство юмора, сопереживание, снисходительность, гуманизм, умение прощать или слушать, альтруизм и т. п. ). Продавцом выступает ведущий этого мероприятия.

    Каждый участник по очереди подходит к продавцу и покупает определенную вещь, к примеру, сопереживание. И продавец выясняет, сколько ему необходимо этого качества, для чего оно ему потребовалось. И в каких ситуациях оно данное чувство будет необходимым.

  4. «Словарь толерантности» – необходимо провести исследование о понятиях, которые имеют непосредственное отношение к данному вопросу. А также как воспринимаются одинаковые слова разными людьми. Необходимо разделить участников мероприятия на небольшие группы (до 4 человек).

    От каждой команды выбирается один представитель, которому выпадает определенное слово (к примеру, расизм, равенство, предрассудки, насилие, культура, внешность и т. д.). После этого они возвращаются к другим участникам и стараются его нарисовать. Естественно группа должна угадать слово. После упражнения представители каждой группы обсуждают сложности, которые их постигли при выполнении задания.

Источник: https://9psy.ru/chto-znachit-byt-tolerantnym-i-kak-etomu-nauchitsya

Толерантность: как отличить интолерантного человека?

Что значит толерантный человек: нужно ли учить детей быть толерантными

О толерантности в последнее время много говорят в нашем обществе. Термин, изначально использовавшейся в медицине, теперь используется и в других областях: философия, психология, этика, политика, социология.

С одной стороны каждый человек уникальная личность, а с другой существо социальное. Именно в силу, того, что личности важна принадлежность группе, человек ищет «себе подобных» (увлечения, убеждения, вероисповедание и так далее).

За счет этих (уникальность, стремление к объединению) и других особенностей сложилась столь «пестрая» картина мира – множество культур, традиций. И в этом разнообразном мире важна толерантность. Она заключается в уважительном отношении к другим религиям, культурам, традициям, чужим мыслям, убеждениям, личностному выбору.

Но данное явление нельзя рассматривать как пассивно-терпимое отношение к нарушению прав человека или манипуляции общественным сознанием.

Например, можно принимать образ жизни какого-нибудь племен в Африке с их принципиальным отказом от цивилизации и технологий, но нельзя быть толерантным к фактам каннибализма в этих племенах.

Толерантность – это доброжелательное отношение к какому-то явлению, при условии, что оно не нарушает общечеловеческую мораль. Она включат в себя следующие аспекты:

  • милосердие, сострадание, терпимость;
  • уважение прав и человеческого достоинства другого;
  • стремление к партнерству и равноправию.

Понятие толерантность не нужно приравнивать к равнодушию. Это не безразличие к поведению других, а способность принимать без осуждения образ жизни отличный от собственного.

Чем же это отличается от терпимости и почему их не стоит путать?

Социологи определяют терпимость как сознательный отказ общества от проявления враждебного отношения к чему-либо, но при этом человек может испытывать в глубине души несогласие и негативное отношение. Как правило, терпимость формируется в короткие сроки и навязывается средствами массовой информации.

Толерантность заключается в отсутствие у человека негативных чувств к другим народам, религиям, социальным группам. Она формируется длительное времени.

Как появилось понятие толерантность?

В 1995 году была подписана Декларация Принципов Толерантности. Она провозгласила уважительное отношение и принятие поведения, способов самовыражения, образа жизни, мыслей других людей. На этих принципах должны стоится гармоничные отношения в современном цивилизованном мире между нациями, народами и различными социальными группами.

ЮНЕСКО подтолкнуло к созданию Декларации Принципов Толерантности большой рост нацизма, экстремизма, ксенофобии и других видов нетерпимости.

Виды толерантности

Так как понятие толерантность играет важную роль в психологии, в социологии и других смежных областях существует несколько классификаций этого понятия.

Толерантность с точки зрения социологии

В постоянно меняющемся мире на первый план выходят то одни, то другие проблемы, но наиболее острыми являются связанные с межнациональными, гендерными взаимодействиями, религией, отношением к инвалидам.

Российский социолог Мацковский классифицирует толерантность следующим образом:

  • религиозная,
  • физиологическая,
  • образовательная,
  • гендерная,
  • возрастная,
  • маргинальная,
  • сексуально ориентированная,
  • межнациональная,
  • политическая.
  1. Религиозная толерантность. Это осознание и принятие того факта, что человек имеет право на любое вероисповедание. Не должно иметь значение официальная это религия в государстве или ее исповедует меньшинство. Уважительное отношение к религиозным обычаям других людей, наций.
  2. Этническая толерантность. Этническая толерантность основывается на принятии культурных особенностей традиций другого народа без принижения или навязывания своих обычаев, образа мысли. В многонациональных странах она очень важна.
  3. Гендерная толерантность. Понимание того факта, что человек как личность достоин уважения независимо от пола является гендерной толерантностью. Способность воспринимать других людей, отбросив гендерные стереотипы, показывает уровень развития общества.
  4. Толерантность по отношению к инвалидам. Милосердие и сострадания важны и для общества в целом и для человека (как качества личности).Толерантное по отношению к инвалидам общество будет стремиться к инклюзивному образованию, созданию доступной среды для лиц с ограниченными возможностями, предоставлению рабочих мест. В обществе не должны стигматизироваться инвалиды, их проблемы. Каждый человек должен понимать, что люди с ограниченными возможностями полноправные члены общества.
  5. Политическая толерантность. Готовность правительства и главы государства к конструктивному диалогу с другими странами, режимами и есть политическая толерантность. В ее основе лежит урегулирование межнациональных конфликтов, соблюдение прав человека, уважительное отношение к политическим оппонентам (если последнее не противоречит законодательству). Этот вид толерантности не менее важен для мира на планете, чем религиозные и этнические виды.

Толерантность с точки зрения психологии

В психологии выделяют:

    • условную (моральную) толерантность,
    • натуральную (естественную) толерантность,
    • подлинную (нравственную) толерантность.

Под условной (моральной) толерантностью понимают отсроченную агрессию. Ситуация когда, человек вроде бы соглашается с происходящим, но в глубине души испытывает сильное недовольство или злость.

Натуральная (естественная) толерантность присуща маленьким детям. Они безусловно принимают родителей и других значимых взрослых.

Подлинная (нравственная) толерантность – это полное и осознанное принятие реальности, желания переделывать «под себя» всех окружающих.

Для характеристики человека как личности выделяют коммуникативную толерантность. Она делится на:

      • ситуативная,
      • типологическая,
      • профессиональная,
      • общая.

Ситуативная толерантность подразумевает отношение к конкретным людям. Например, фраза «Она меня дико бесит» говорит о низком уровне толерантности. Средний уровень можно определить по высказываниям «Иногда мне сложно понять ее». А фраза «С ней легко и просто общаться» говорит о высоком уровне.

Типологическая толерантность определяет отношение человека к определенным категориям людей (инвалиды, с иными политическими взглядами, иной сексуальной ориентацией и так далее).

Профессиональная толерантность определяет отношение человека к людям, с которыми ему приходится контактировать в связи с профессиональными обязанностями (пациенты, клиенты, ученики, коллеги).

Общая толерантность представляет собой суммарную, с учетом предыдущих критериев, коммуникативную терпимость.

Еще по степени проявления выделяют высокий, средний и низкий уровень толерантности.

Человек с низким уровнем толерантности не терпим ни только к отдельным качествам или группам лиц, его раздражает все, о чем он беспрестанно сообщает окружающим.

Средний уровень – это, когда человек способен терпимо относится к собеседнику, признавать, что ему приятно общение. Высокий уровень, когда происходит полное принятие оппонента, общение доставляет удовольствие и психологически комфортно.

Как отличить интолерантного человека?

В современном обществе толерантность одно из необходимых качеств для нормальной коммуникации. Но бывает так, что человек проявляет условную терпимость исходя из требований ситуации, при этом подавляя свои негативные эмоции.

Так чем же отличается действительно толерантный человек?

 Характеристики Толерантный человекИнтолерантный человек
 Здоровое чувство юмора Может пошутить над собой, спокойно принимает безобидные шутки, критикуНе в состоянии пошутить над собой, не всегда может принемать критику, шутки
Стремление к самореализации и саморазвитию Стремится к развитию, новым знаниям и умениям, любознателен, готов помогать другим людямНе испытывает потребности в самоопределении, чужд эмпатии
Адекватная оценка себя как личностиОсознает свои недостатки и достоинстваПодчеркивает свои достоинства, критикует недостатки других
Чувство защищенностиОткрыт для новогоВо всем незнакомом видит угрозу своей безопасности
Способность нести ответственностьПричины неудач ищет в себе или объективных внешних факторахВинит окружающих, за неудачами видит «заговор», козни врагов
Стремление жить в демократическом обществеПоддерживает ценности открытого демократического обществаПоддерживает авторитарную власть и диктат

Плюсы и минусы

Толерантность – это то, что необходимо для гармоничного развития не только отдельно взятого государства, но и мира в целом.

К плюсам толерантности можно отнести следующее:

  • помогает развить гуманные качества,
  • преодолевать страхи и ксенофобию,
  • дает возможность принимать людей не зависимо от их привычек, уклада жизни, характера, мировоззрения,
  • помогает развиваться обществу и отдельной личности благодаря передаче опыта и знаний, межличностных и межнациональных взаимодействий.

Но понятие толерантность может стать рычагом для воздействия на общественное сознание для недобросовестных политиков и общественных деятелей. И в таком случае можно выделить следующие «минусы»:

  • за толерантность выдаются манипуляции сознанием масс,
  • когда под этим термином начинают подразумевать «рабское» терпение в ситуации нарушения прав личности,
  • когда происходит подмена ценностей за счет социальных технологий,
  • когда за толерантность выдается равнодушие не желание менять ситуацию.

Толерантность должна стать основой общественной жизни, но этот процесс требует большой личностной включенности каждого его члена. Осознанность и критическое мышление поможет отличить истинную толерантность от манипуляций.

Источник: https://psihter.ru/teoriya/tolerantnost-2/

Толерантность

Что значит толерантный человек: нужно ли учить детей быть толерантными

Мы постарались ответить на самые часто-задаваемые вопросы о толерантности и о толерантности в христианском понимании этого слова.

Мы часто слышим слово “толерантность”, к ней призывают, как к явлению милосердия и гуманизма. Что же такое толерантность? Как понимать это слово и, действительно ли быть толерантным – хорошо?

Термин “толерантность” пришел к нам из науки под названием “социология”. Социология изучает общественный строй, закономерности событий, обычаев общества, социальные институты и то, как складываются отношения между людьми в обществе. Толерантность – это терпимость к чужому.

Неважно, идет ли речь о чужом мнении, чужой религии и конфессии. Важно, что толерантный человек терпим к другим людям или общественным явлениям. Вопреки расхожему мнению быть толерантным – не значит быть равнодушным и безразличным ко всему.

Толерантность предполагает наличие собственного мнения и собственной позиции по тому или иному вопросу. Важно то, что это мнение не навязывается, не насаждается насильно. Мы не должны грубо реагировать, проявлять агрессию, говорить злые слова тому, что отличается от нас.

И тогда нас назовут по-настоящему толерантным человеком.

При этом необязательно для себя допускать возможность делать что-то не соответствующие нашим убеждениям или нашему характеру. Толерантность просто гарантирует другим людям иметь право делать то, что они считают нужным. Или быть такими, какими они стали или, какими их создал Бог. Так как нетерпимость может касаться даже цвета глаз или кожи.

Зачем проявлять терпимость

Зачем же христианину проявлять терпимость? Что, если нас призывают к терпимости по отношению к действительно неприемлемым вещам? Быть ли нам толерантными по отношению, например, к однополым бракам?

Господь наш Иисус Христос призывал нас к любви. Но любовь к грешному человеку вовсе не означает терпимости ко греху.

“Любить грешника и ненавидеть грех” – это значит не допускать толерантности к греху, не оправдывать его, но молиться о тех, кого мы считаем неправыми, чтобы Господь наставил их на путь истинный.

Быть толерантным – значить просить о прощении грехов даже для наших врагов. При этому не допускать возможность греха и не придумывать обстоятельства, согласно которым грех может быть оправдан.

Если мы не будем проявлять терпимость, не будем сдерживать порывы гнева, постепенно любой конфликт будет перерастать в серьезное противостояние. Человек имеет право на любое мировоззрение. При этом мы не должны быть терпимыми к мировоззрению и взглядам, которые несут в мир опасность и зло. Важно научиться реально оценивать существующую опасность.

При этом толерантному человеку совершенно необязательно молчать и делать вид, что существующая проблема его никак не волнует и не касается. Мы вполне можем корректно и спокойно донести свои взгляды до оппонента. Если говорить о науке, то именно “в споре рождается истина”.

Если бы ученые не спорили между собой, не рассуждали и не дискутировали, не появилось бы многих научных открытий. Но обратите внимание на особенности дискуссий в научном мире. Научная полемика никогда не опускается до оскорблений и перехода на личности.

Этому нам и стоит научиться.

Виды толерантности

Социология, как наука, выделяет разные виды толерантности.

  • Естественная толерантность

Маленькие дети не знают, что такое быть нетерпимым к человеку или явлению, потому что он “другой”. У них идет процесс самоидентификации, дети еще не определились, какими станут они сами.

Им неведомо зло расовой нетерпимости. Дети во многом становятся примером человеколюбия для нас. Толерантность у них – врожденное качество, которое помогает выжить в обществе.

Это называется “естественной толерантностью”

Это толерантность не гневливых, спокойных и мудрых людей, которые способны сдерживать свои негативные эмоции. Они могут не принимать точку зрения другого человека, но не станут громко кричать, размахивать руками, использовать нецензурную брань или угрожать. Они попытаются корректно донести свою точку зрения и промолчат, если не удастся убедить другого человека вежливо.

  • Нравственная толерантность

Нравственно толерантные люди пытаются примерить на себя взгляды другого человека и представить, каково ему? Что сформировало его взгляды и мировоззрение? Может быть, человек не стал христианином, потому что вырос в стране, где нет христианских церквей, например? Может быть, человек кажется нам скупым, потому что жил в бедной стране и привык экономить? Нравственно толерантные люди проникаются проблемами других людей, не пытаясь их судить. Это понятие сходно с понятием моральной толерантности.

К сожалению, даже будучи гостями в другой стране, люди могут проявлять нетерпимость к обычаям и укладу жизни в обществе, которое непохоже на наше.

Тут важно подумать о том, несут ли взгляды жителей другой страны опасность? Есть ли у этноса в обычаях и культуре нечто, что требует нашего вмешательства и возмущения? Если мы попали в племя, где совершаются жестокие жертвоприношения – мы, конечно, не должны проявлять толерантность к этому явлению. Но, если нам не нравится одежда людей другой этнической культуры – мы обязаны быть терпимыми.

Проблемы толерантности в обществе

Ранее толерантность считалась проявлением слабости духа и характера. Но жизнь в XXI веке и в новом обществе показала нам, что интолерантность не порождает ничего, кроме конфликтов, которые иногда перерастают в серьезные противостояния между представителями той или иной культуры, этнической группы или представителей различных конфессий.

Невозможность быть толерантным к чужим политическим взглядам в ряде стран выливалась в гражданскую войну, как показывает нам история. Религиозная нетерпимость становилась причиной преступлений, которые не должны были совершаться, если бы люди были толерантнее друг к другу. В это трудно поверить, но и в наше время люди продолжают погибать за веру.

Источник: https://www.pravmir.ru/tolerantnost/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.